Повышение живучести самолёта
Всем нам приходится летать. Кто-то на отдых, иные по работе проводят некоторое время в воздухе. Обеспечение безопасности во время полёта, в частности пожаробезопасность, стоит для нас всех на первом месте, тем более что возгорание на высоте сопровождается высокими температурами и скоротечностью, а борьба с огнём представляет огромную трудность.
Меры защиты
Защищённость и надёжность закладывается ещё на земле, на этапе конструирования и последующей сборки. К таким шагам относятся:
- Сознательное разнесение топливопроводов и электрических линий,
- Металлизация – соединение частей, могущих аккумулировать статическое электричество и выдавать разрядную искру, между собой для выравнивания потенциала и сброс его по специализированным разрядникам в атмосферу.
- Применение огнестойких материалов, дополнительных переборок.
- Системы усиленного вентилирования потенциально опасных отсеков и дренирование точек сбора жидкости, при их возможной протечке, охлаждение двигателей и других горячих частей, их теплоизоляция.
- Иные конструкторские решения.
Не менее важны системы мониторинга состояния судна, своевременно реагирующие на угрозу, проводящие оповещение и быстро вступающие в борьбу за живучесть. Монтаж пожароохранной сигнализации преследует такого рода цели, и задачи её сводятся к следующим моментам.
Датчики различного предназначения. Тепловые – реакция на подъём температуры заданного контрольного значения. Ионизационные – рост ионизации воздуха при открытом пламени, вот их зона ответственности. Световые – срабатывают на ухудшение светопроводимости от ламп – эталонов, вследствие задымления или излучения в инфракрасном диапазоне.
В «сфере интересов» так же - обнаружение и локализация очага загорания, подача оповещающего сигнала в кабину экипажа (световая индикация и звуковой зуммер), автоматизированное включение всех предусмотренных средств пожаротушения. К ним относятся подача в точку горения:
- Огнегасящего состава;
- Понижение процента кислорода путём введения в атмосферу углекислоты, азота.
- Отвод тепла путём подачи в очаговую область фреона и хладона (химических соединений на основе фтора, брома).